Донской монастырь

17 апреля 2015 (23:30)


Малый собор (1591-1593 гг.).
Первым сооружением на территории Донского монастыря, является так называемый Малый собор, построенный в 1591-1593 гг. в честь Донского образа Богородицы.

Собор выполнен в стиле типичной русской храмовой архитектуры XVI в. и первоначально состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников. Завершили ансамбль храма пристроенные в 1677-1678 гг. приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата, а впоследствии – Трапезная часть (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.)

В 1785 году собор расписывал итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. мч. Татианы в старом Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника близ Таганки.Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И. Баженова.

В тридцатых годах собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена. Однако в 1946 году богослужения в храме возобновились. Кроме того, по благословению Патриарха Алексия I в Малом соборе, приписанном тогда к храму Ризоположения на Донской улице, была установлена мировареная печь.

Мироварение в Малом соборе Донского монастыря продолжается и поныне, именно отсюда распределяется миро по всем приходам Русской Церкви.В Малом соборе Донского монастыря 12 апреля 1925 г. был погребен свт. Тихон, Патриарх Всероссийский. После обретения и перенесения в 1992 году честных мощей Святителя в Большой собор монастыря, над местом его погребения в Малом соборе возведена изукрашенная сень.
Престольный день: 01 сентября.

Большой собор (1686-1698 гг.).
Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Строительство нового храма во имя иконы Донской Божией Матери было начато при архимандрите Никоне по обету царевны Екатерины Алексеевны при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны.

Строительство храма началось в 1683 году и продолжалось до 1686 года, к этому времени храм возвели до глав. В 1692 году при наместнике монастыря архимандрите Антонии строительство продолжилось. Одновременно в Посольском приказе начались работы по изготовлению иконостаса.

21 августа 1698 года новый собор был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.

Главным украшением храма являлся семиярусный резной иконостас работы мастеров Посольского приказа и Оружейной палаты.

Работы по благоукрашению храма велись и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на светлом фоне стен. В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы нового собора, в таком виде они сохранялись до 1802 года.

В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время.

В 1786 году закончены работы по росписи храма художником Антонио Клаудо. Классические росписи стен органично вписались в интерьер древнего храма. Программа росписи была составлена известным архитектором Василием Ивановичем Баженовым. По программе евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи следовали привычной иконографии: в куполе помещалось Изображение Бога, в парусах – изображения Евангелистов или их символы (в Большом соборе каждый из Евангелистов изображен со своим символом). На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Поскольку художник был иноверец, то росписи в алтаре не было. Росписи в алтаре были выполнены в 1990-е годы.

В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Описание того, что происходило в Донском монастыре во время нашествия французов опубликовано в кн. «Русский архив» за 1891 г., кн.3 №10.

Французы разместились по кельям, а теплую церковь (Малый собор) превратили в конюшню.

В алтаре ночевали коровы, привязанные к престолу. В Донском монастыре богослужения не велись, так как не было ни одной свободной церкви. Вскоре монахи по 5-6 человек бежали из монастыря, остались только ризничий, свечник и два престарелых монаха, которые жили в монастыре до возвращения братии.

Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 г. на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 000 рублей деньгами и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все местные иконы, кроме образа Донской Богоматери.

В подклете Большого собора в 1712-1714 гг. был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта (усыпальница) для захоронения церковнослужителей. Вход в крипту был по внутристенной лестнице из алтаря собора.

Основание храма связано с семейными захоронениями представителей рода имеретинского царя Арчила Багратиони.

В 1705 году наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений.

В 1711 году в крипте Большого собора был захоронен царевич Александр, сын царя Арчила и один из сподвижников царя Петра в деле становления русской артиллерии. Здесь же в крипте перезахоронили еще двух сыновей царя Арчила – Давида, скончавшегося в 1688 году, и Мамуку, скончавшегося в 1693 году, ранее захороненных в Новодевичьем монастыре.

Храм во имя Сретения Господня был освящен 24 сентября 1712 года. Спустя год в храме похоронили самого Арчила. Его дочь Дарья Арчиловна на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы и Нового собора.

Над гробницами царственных особ были размещены иконы в богатых окладах. Здесь же у внутренней лестницы в был похоронен архимандрит Лаврентий.

В 1732 году в Сретенском храме был заново сделан иконостас, простоявший до 1781 года, когда он был заменен на новый классического стиля. По разрешению Святейшего Синода в 1786 году храм был поновлен: заделаны трещины в стенах, устроен новый пол и навешаны новые входные дубовые двери.

Новый дубовый иконостас был сделан в главном алтаре, а иконы для него написал Антонио Клаудо, расписывавший интерьер Большого собора. После 1812 года иконостас Сретенского храма был поновлен на средства княгини А.И. Багратион (1832 г.).

Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, лица из грузинского и греческого духовенства.

В 1985-1986 годах в храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы. Археологи восстановили места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках.

В настоящее время Сретенский храм был восстановлен и освящен в 2013 году.
Престольный день: 01 сентября.

Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери
(1713-1714 гг.).

К XVIII столетию относится создание сегодняшнего вида двух основных входов в монастырь – Северных и Западных врат.

В 1713-1714 гг. над Северными вратами монастыря была построена Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, а к 1753 году завершилось устройство прекрасной колокольни над Западными вратами, служащими в наши дни главным входом в обитель. Внутреннее пространство храма Тихвинской иконы Божией Матери в настоящее время находится на стадии отделки и благоукрашения. Службы здесь совершаются несколько раз в год.
Престольный день: 09 июля.

Колокольня (1730-1753 гг.).
Вопрос о строительстве новой колокольни встал в конце XVII века в связи с окончанием строительства нового соборного храма, масштабам которого не соответствовали имеющиеся колокольни у Малого собора и над северными воротами. Вероятно, отсутствие средств заставило отложить начало работ по сооружению новой колокольни почти на треть века.

Первое упоминание о новой колокольне относятся к марту 1730 года, когда архимандрит Илларион обратился к Императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна не ответила на просьбу архимандрита и пришлось собирать средства «на колокольное строение» у богатых прихожан.

В 1730 году милитийская царевна Дарья Арчиловна пожертвовала на строительство колокольни тысячу рублей, двадцать рублей были пожертвованы графом Головкиным, канцлером А.Б. Куракиным вложено двести рублей на новое строительство. На помин души генерал-аншефа Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова его родные пожертвовали на строительство колокольни сто рублей. Из дома Льва Нарышкина (1664-1705), владельца Тульских железоделательных заводов, по указу его сына Александра Львовича было отпущено на строение колокольни 100 пудов железа.

Судя по документам, к строительству колокольни приступили в 1730 году : «1730 г. Июля 21 по приказу отца архимандрита Иллариона к строению новых ворот, на которых будет строиться колокольня, призван архитектор иноземец Ив. Ив. Шейден для размеру и чтобы ему быть у надсмотру онаго строения. Поднесено архитектору 15 рублев. И по размеру его ров копать начали тогож числа».

Следующая запись гласит: «1730. Начато строить новыя колокольня, чтобы быть на вратах от западная стороны, а по намерению, чтоб под тою колокольней была церковь. И для оного нового строения старые ворота разобраны все и бут выбран и фундамент весь очищен для того, по усмотрению архитектора иноземца Андрея Иоакимовича сына Трезина, что оной старый фундамент был не тверд и такова большаго здания не подымет; а оное дело старым воротам разобрание началось июня с 19, а окончилось июля 14. И июля с 22 начаты строить вновь ворота с нового фундамента, и по середине, на пяти саженях, против которого места быть церкви, по обе стороны биты сваи дубовые двуаршинные и бучено под все стены бутом на извести и защебенивано щебнем и заливано известью и стены зделаны с лица белым камнем с тескою, а изнутри делано кирпичем; и оных ворот сделано сентября по 16 число от земли в вышину 2 саж., а сводов не сведено, за умалением денежной казны, и тогож сентября 16 оное дело делать покинуто; и что построено и то покрыто тесом».

Западные ворота с надвратной колокольней были построены на месте ранее существовавших. Ворота начали строить по проекту А.И. Трезини под наблюдением арх. И.И. Шейдена в 1735 году. Возведение колокольни над воротами продолжили по проекту арх. Д.В. Ухтомского в 1750-1753 годах, которому были заплачены деньги за проект. Фактическим строителем колокольни был его ученик Алексей Петрович Евлашев.

В 1755 году в нижнем ярусе колокольни был освящен храм во имя прп. Захария и Елизаветы, упраздненный при Екатерине II. В основании ворот по обе стороны от проездной арки в сводчатых помещениях были квартиры учителей духовного училища и служащих цензурного комитета, который размещался в монастыре с 1799 до 1827 года.

В 1980-е годы Музеем архитектуры проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный облик барочной постройки середины XVIII века. Однако полная отделка фасадов из-за отсутствия средств не была закончена.

Внутреннее убранство верхних помещений ворот и церкви было утрачено полностью. При проведении ремонтно-реставрационных работ были обнаружены фрагменты печных изразцов, которые были употреблены в засыпке пазух сводов. По предварительной оценке большая часть изразцов относятся к началу XVIII века.

В середине 1990-х годов храм был освящен и в нем ведутся службы. Тогда же в проездной арке ворот художницей Н.П. Ермаковой были выполнены росписи с сюжетами из истории монастыря. На южной стене помещены сюжеты, связанные с основанием монастыря, а на северной отражены события, связанные с пребыванием Патриарха Тихона в Донском монастыре в 1920-х годах и чудесным обретением его мощей.
Престольный день: 18 сентября.

Больничная церковь Архангела Михаила (1714 г.).
Храм Архангела Михаила был построен в 1806-1809 годах по проекту арх. И.В. Еготова как храм-усыпальница семейства Голицыных на средства Анны Александровны Голицыной, урожденной баронессы Строгановой.

Однако на месте Михайловского храма ранее существовала больничная церковь. И.Е. Забелин опубликовал документ, относящийся ко времени ее строительства «…1714 февраля 3, в Донском монастыре в церкви Сергия Чудотворца, что в приделе, погребен Майор Ефим Иванович Дурново. И отец его стольник Иван Иванов сын Дурново да мать его Пелагея Алексеева в вечное поминовение его сына своего Ефима и родителей своих начали в Донском монастыре своею казною строить церковь каменную во имя Преподобного отца нашего Евфимия Великого. А при той церкви каменныя ж больничныя кельи; а начата оная церковь и больничныя кельи строить мая с 1 числа нынешняго 714 году. А совершилась церковь и больничныя кельи каменным зданием октября 1 числа 1714 года, а освящена генваря в 20 день 1715 года».

Вновь построенная церковь имела шатровое завершение, как это видно на гравюре начала XVIII века, выполненной по рисунку П. Пикара. В описях монастыря упоминается, что в храме был пятиярусный иконостас и многочисленные иконы, «писаные золотом и красками». В 1720-х годах в храме был перезахоронен Ефим Иванович Дурново, его мать Пелагея Алексеевна Дурново и Мария Ростиславская.

В течение всего XVIII века храм неоднократно ремонтировали: в 1765 году производили починку кровли над алтарями, неоднократно вычиняли и сам шатер. В 1792 году архимандрит Платон сообщал в Московскую контору Святейшего Синода: «Церковь во имя Преподобного Евфимия и при ней больница, явшись, как по моему, так и по архитекторскому усмотрению, ветхими и склонными к падению, так что починкою исправить не можно; почему в первой отправлять священнослужение, а в последней жить больным весьма опасно… Того ради… покорнейше прошу помянутые ветхие церковь и больницу разобрав, построить вновь, и по совершении всего, освятить дозволить». В дальнейшем разобрали только шатер, а стены оказались достаточно крепкими, поэтому их только надложили и сделали белокаменные карнизы и цоколь. Одновременно перестроили и больничные кельи.

Внутри храм также был отремонтирован и сделан новый иконостас.

Однако, обновленный храм простоял несколько лет и в 1805 году вновь встал вопрос о его ремонте. Однако состояние здания не позволяло ограничиться ремонтом. Средства на разборку храма и возведение на этом месте нового пожертвовала Анна Александровна Голицына. Одним из условий жертвовательницы было желание устроить в новом храме усыпальницу рода Голицыных, освятив новый храм во имя Архангела Михаила, который был тезоименинником ее супруга, но и являлся покровителем рода Голицыных. Проект был выполнен Иваном Васильевичем Еготовым, который в это же время строил главный дом в загородной усадьбе Голицыных в с. Влахернском (Кузьминки).

Храм выстроен в классических формах московского ампира и представляет собой кубический объем, увенчанный главой на широком барабане. Особенностью архитектурного решения храма является его восточный фасад, апсида которого по высоте и ширине равна храму, что порождает ассоциации с мавзолеями-ротондами, которые во множестве возводили в родовых усадьбах в конце XVIII века. Главный вход в храм был отмечен торжественным портиком. Впоследствии, в 1894 году по проекту арх. М.П. Иванова были пристроены каменный тамбуры с северного и южного фасадов, а также устроено новое крыльцо в трапезной части. Тамбур северного входа в храм был разобран в 1950-е годы.

Внутреннее убранство храма не сохранилось. С 1930-х годов в нем сохраняли скульптурные надгробия из храмов Донского монастыря, других монастырей и храмов, а также из подмосковных усадеб. Долгие годы в храме находился отдел мемориальной пластики и скульптуры Государственного научно-исследовательского музея архитектуры. Лишь в середине 1990-х годов, после вывоза музейных экспонатов, в храме были проведены реставрационные работы. Художниками-реставраторами были раскрыты росписи в основной части храма и в трапезной. На западной стене трапезной была раскрыта композиция «Нагорная проповедь», выполненная в 1895 году.

В настоящее время подготовлен проект реставрации храма, включающий воссоздание иконостаса по материалам архивных исследований. Для этого иконостаса были подобраны иконы ХVIII-XIX веков из ризницы монастыря, которые в настоящее время также реставрируются в реставрационной мастерской монастыря.
Престольный день: 21 ноября.
 

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * b2a2ec6cc5f7ffc991f5d7c2a58846d7

Действие

Последние новости

20 июля
«КурскАтомЭнергоСбыт» принимает показания приборов учета электроэнергии потребителей-граждан до 26 июля

20 июля
Мобильные абоненты «Ростелекома» в Курской области наговорили 2 млн минут

20 июля
«Квадра» завершила гидравлические испытания теплосетей в Железнодорожном округе Курска

20 июля
В июле Кадастровая палата проведет две горячих линии

20 июля
Группа «Россети» обеспечивает инфраструктурные условия для развития Дагестана - дан старт комплексной модернизации электросетей республики

20 июля
В Железногорске началась реализация проектов программы Металлоинвеста «Сделаем вместе!»

20 июля
В ЦБ рассказали о возможной схеме включения граждан в новую систему пенсионных накоплений

20 июля
С начала года на экспорт отправлено свыше полумиллиона тонн растениеводческой продукции

20 июля
В Курске на улице Союзной произошло ДТП с маршруткой

20 июля
На улице Маяковского в Курске звучали стихи поэта

20 июля
Уйти на пенсию и заняться любимым делом

20 июля
Курские спасатели вызволили из беды пенсионера

20 июля
20 июля куряне почтят память воинов, погибших на Курской дуге

20 июля
Отключение холодной воды в Курске затянется на два дня

20 июля
В Курск прибыл поезд с фотовыставкой на тему Курской битвы

20 июля
Глава региона просит увеличить Курской области сумму средств, выделяемых из резервного фонда Правительства РФ.

20 июля
Курская область: в поселке Пены побывала выездная мобильная бригада врачей

20 июля
Курские улицы «очищают» от незаконных торговцев

20 июля
Депутат Астапов, не задекларировавший 27 квартир, остается в Курской Думе – коллеги большинством оставили ему мандат

20 июля
Курские депутаты направят в Госдуму предложения по пенсионной реформе